вторник







 Тема любви в лирике  А.С.Пушкина









Задание 1.  Прочитайте стихотворение  А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Обратите внимание на лексику, которая выражает любовные чувства.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье.
            Как гений чистой красоты.
                        В томленьях грусти безнадежной,
                        В тревогах шумной суеты,
                        Звучал мне долго голос нежный
                        И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты.
И я забыл твой голос нежный.
Твои небесные черты.
              … …
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье.
Как гений чистой красоты.
                        И сердце бьется в упоенье,
                        И для него возникли вновь
                        И божество, и вдохновенье.
                        И жизнь, и слезы, и любовь.
                                          1825

Задание 3. Назовите фразы, которыми Пушкин выражает свои чувства к любимой женщине.
Задание 4. Сколько лет было Пушкину, когда он написал это стихотворение? Как вы поняли, почему оно так называется?
Задание 5. Прочитайте стихотворение вслух с выражением. Какие эмоции оно у вас вызывает? Испытывали ли вы такие чувства сами?
Задание 6. Прочитайте  одно из самых известных стихотворений поэта «Я вас любил». О чем оно рассказывает?
 
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
                                    1829
Задание 7. Скажите, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Прокомментируйте его содержание.
Задание 8. Познакомьтесь с комментариями некоторых слов из текста:
Шеде́вр (фр. chef-d'œuvre, буквально «высшая работа», «венец труда») — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства, или чего-либо другого. Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры, реже — науки и техники.
Вдохновение - особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества.
Задание 8. Прочитайте текст «Тема любви в лирике А.С.Пушкина». Обратите внимание на главную информацию. Будьте готовы отвечать на вопросы.  Найдите информацию, о каких шедеврах поэта говорится в тексте.

 Тема любви в лирике  А.С.Пушкина
            Понять мир пушкинской поэзии нелегко, хотя многие его стихотворения знакомы всем. Читая стихи поэта, мы сопереживаем вместе с ним. Каждое поколение читает Пушкина по-своему.
            Любовь – вечная тема поэзии Пушкина. Всю жизнь он влюблялся и воспевал в своих стихах любовь к женщине.  Никто не может равнодушно читать стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Это стихотворение посвящено Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в начале 1819 года. Он был очарован ее красотой. Прошло  шесть лет, и поэт опять встретился с Анной Петровной. Он жил в это время в Михайловском. Появление Керн пробудило в душе Пушкина самые возвышенные чувства. И незадолго до ее отъезда он написал свое знаменитое стихотворение:
            Я помню чудное мгновенье:
            Передо мной явилась ты,
            Как мимолетное виденье,
            Как гений чистой красоты.
 
            Эти строки – воспоминание о дорогом и прекрасном образе. Мы видим в стихотворении чувство восхищения перед «чистой красотой» прекрасной женщины.
            Любовь у Пушкина всегда определяет полноту жизни человека.
 
И вот опять явилась ты,
               
И сердце бьется в упоенье,
И для него возникли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В стихотворении нет портрета реальной Керн, в нем мир души Пушкина. А душа его всегда полна множеством светлых чувств. Данное произведение стало необыкновенно популярным. Позднее оно было положено на музыку, и получился прекрасный романс, который и сегодня исполняют лучшие певцы.
Зимой 1828 года на одном московском балу Пушкин встретил девушку, которая навсегда вошла в его жизнь. Это была Наталья Николаевна Гончарова – будущая жена поэта. 6 мая 1830 года произошла официальная помолвка. Вскоре был написан прекрасный сонет «Мадонна»:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя  Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
А вот еще два коротких шедевра: «На холмах Грузии» и «Я вас любил». Большинство любовных стихотворений Пушкина – это воспоминания о близком или далеком, о том, что было в прошлом, но что продолжало жить в душе поэта. «На холмах Грузии» и «Я вас любил» были написаны на Кавказе, куда Пушкин уехал, сделав предложение выйти за него замуж Н.Н.Гончаровой.
В каждой сроке этих стихотворений – любовь. Так, например, в  «Я вас любил» - слово «любовь» повторяется пять раз.  В нем поэт любит и в то же время отказывается беспокоить женщину, которую любит, своими чувствами: «Я не хочу печалить вас ничем».
В основе стихотворения «На холмах Грузии» лежит утверждение, что сердце поэта любит потому, что «не любить оно не может». Это стихотворение – воспоминание о Марии Николаевне Раевской, жене декабриста Волконского, в которую Пушкин влюбился в 1820 году во время своей поездки на Кавказ. Теперь остались только воспоминанья о жизнеутверждающей силе любви. Эти воспоминания приходят к поэту на берегу реки Арагвы. Поэтому в этих стихах такие логически противопоставленные словосочетания: «Мне грустно и легко; печаль моя светла; печаль моя полна тобою…». Еще раз прочитайте эти строки:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
            Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
            Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой…Унынья моего
            Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
            Что не любить оно не может.
Любовная лирика А.С.Пушкина была и остается образцом художественного выражения прекрасных человеческих чувств, поэтому и сегодня привлекает внимание читателей.
Задание 9. Ответьте на вопросы преподавателя по основному содержанию текста.
Задание 10. Перескажите основную информацию  прочитанного текста
Задание 11. Выучите одно из стихотворений А.С.Пушкина наизусть.
Для любознательных!  Посмотрите видеоролики и ответьте на вопрос: почему осень - любимое время года А.С. Пушкина?
Осень-любимое время года А. Пушкина










МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим занятиям по русскому языку как иностранному (социокультурная сфера общения) для студентов-иностранцев
3-4 курсов (на материале текстов  о  выдающихся писателях и поэтах). Автор - Божко Н.М.

Комментариев нет:

Отправить комментарий