Страницы

вторник


              Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография
                            







                      





Познакомьтесь с комментариями  некоторых слов, которые вы встретите в тексте:


Крепостное право – юридические нормы феодального государства, которые давали  представителям высшего дворянского класса владеть не только землей, но и людьми, которые на этой земле жили.

Дворянин – представитель высшего класса в феодальном европейском  обществе. Право называться дворянином и иметь определенные привилегии в обществе передавалось от отца к сыну.

Дуэль – поединок с применением оружия между двумя представителями высшего класса для защиты чести и достоинства.

Имение (поместье) – земля и дом с хозяйственными постройками, принадлежащие дворянину или богатому человеку.

Пансион – в дореволюционной России и некоторых зарубежных странах название частного или государственного закрытого учреждения с общежитием и полным содержанием учащихся.

Декабристы, декабристское движение – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Клеветник – человек, распространяющий клевету.

 Клевета́ — порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

 

Задание 2. Прочитайте текст о биографии М.Ю.Лермонтова. Будьте готовы ответить на вопрос: «Что общее и в чем отличие в судьбах Пушкина и Лермонтова?» Составьте краткий конспект текста.


            Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография (1814 - 1841)


            Михаил Юрьевич Лермонтов родился в дворянской семье. Его родители не жили в Москве постоянно, а приехали сюда специально перед рождением маленького Миши. После этого они вернулись в Тарханы – поместье бабушки.  Мальчику было около трех лет, когда умерла его мать.

            Бабушка  будущего поэта ненавидела своего зятя, считая, что он был не достоин ее дочери и стал причиной ее ранней смерти. Она поставила условие, что оставит внуку все свое состояние, если ребенок будет жить с нею. Она безумно любила Мишу, но  сделала все, чтобы ребенок чувствовал себя полным сиротой.

            Первые четырнадцать лет своей жизни Лермонтов провел в имении бабушки — Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка души не чаяла во внуке. Опасаясь за его здоровье (ее очень напугала ранняя смерть дочери), она несколько раз вывозила мальчика на Кавказские минеральные воды. Эти путешествия оставили большое впечатление в душе романтически настроенного подростка. Для подготовки к учебе в Московском благородном пансионе его бабушка Е.А. Арсеньева пригласила нескольких домашних учителей.

 

            В 1828 Лермонтова зачислили полупансионером в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время и получило развитие поэтическое дарование юноши. Немало тому способствовало общение с поэтами А.Ф. Мерзляковым и С.Е. Раичем. У первого Лермонтов брал частные уроки, а второй руководил пансионным литературным кружком. По окончании двухгодичного курса обучения в пансионе Лермонтов стал студентом нравственно-политического, затем словесного отделения Московского университета. Примерно в это же время в журнале «Атеней» появилось стихотворение начинающего поэта, решившего первый раз предстать перед публикой, — «Весна».

            Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон.

Московский университет 30-х годов XIX века был одним из центров русской студенческой интеллигенции, переживавшей последствия восстания декабристов. Это событие не прошло мимо Лермонтова. В университете Михаил нашел многих, кто разделял с ним интерес к участникам восстания и восхищение ими. Одновременно с Лермонтовым в университете учились такие известные представители русской культуры, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, Н.П. Огарев.

Лермонтов мог встретиться со своим отцом только в Москве и побывал один раз в его имении. Когда ему исполнилось 17 лет, его отец умер. После своей смерти он оставил завещание, из которого видно, что он с любовью относился к сыну и сознавал, что тот одарен способностями, умом и талантом, и советовал все это развивать.

            Детство будущий поэт провел в Тарханах. Бабушка дала ему хорошее образование и воспитание. Он знал французский, немецкий, английский языки, хорошо рисовал и много читал.

            Во время учебы в Московском Благородном пансионе при Московском университете (1828-1830) Лермонтов начал писать стихи. Первые его поэмы – «Черкес» и «Кавказский пленник» - носили явные следы подражания А.С.Пушкину.

            Лермонтов учился в Московском университете (1830-1832), но мало общался с другими студентами, был замкнут. Его не удовлетворяло  преподавание, он часто пропускал лекции, но очень активно занимался самообразованием.

            А жизнь в университете была очень активной. Многие студенты увлекались идеями декабристов. Лермонтов был свидетелем того, как   одного из студентов за «вольные  мысли» отдали в солдаты.

            В доме бабушки в Москве  собиралось много молодежи. Лермонтов неоднократно влюблялся и посвящал  предметам своей любви свои стихи. Самое глубокое чувство у него было к В.А.Лопухиной – он сохранил его на всю жизнь.

            Немаловажное значение в духовном развитии Лермонтова было то, что его родственники со стороны отца и матери были участниками Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном), а Столыпины – родственники бабушки – участниками декабристского движения.

            По традиции считалось, что для дворянина сомой приличной является военная карьера, и Лермонтов оставил университет. Он переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834). Окончив школу, он служил в лейб-гвардии гусарском полку, который располагался в Царском Селе (около Петербурга)- резиденции царя (1834-1837). Служба заключалась в том, чтобы нести караулы во дворце, дежурить в полку. Она была скучной и неинтересной. Лермонтову было одиноко. Высшее общество не разделяло его чувств и мыслей, так как здесь каждый мечтал лишь о карьере и развлечениях. В одном из своих стихотворений поэт пишет:

            Доволен каждый сам собой,

            Не беспокоясь о других,

            А что у нас зовут душой,

            То без названия у них!


            Единственной его радостью были книги, музыка, поэзия. Свои мысли, чувства, мечты он воплощает в строках своих стихов. В эти годы имя поэта уже становится известным.

Здесь в 1837 году Лермонтов узнал о трагической гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он написал в связи с этим стихотворение «Смерть поэта». В нем он указал на истинных виновников этого – клеветников из светской «жадной толпы», которая окружала трон царя  Николая 1 и которая довела поэта до дуэли и гибели. Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но боготворил его, преклонялся перед его гением. Смерть поэта потрясла Лермонтова. Свой гнев он выразил в стихотворении, которое в десятках тысяч рукописных экземпляров разошлось по Петербургу.




Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

            . . .

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют  певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

            . . .

Царь был возмущен дерзким стихотворением и отправил Лермонтова в ссылку на Кавказ, где в это время Россия воевала с горцами, борясь за присоединение  Кавказа.

На Кавказе Лермонтов встретился с сосланным сюда декабристом Александром Одоевским и подружился с ним. Здесь он познакомился с известным критиком Белинским, с которым вел ожесточенные споры о литературе, но позднее подружился и вместе сотрудничал в известном журнале «Отечественные записки». Белинский высоко оценил талант поэта. Особенно после выхода в свет произведения «Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова» в 1838 году, впоследствии и других произведений. И сегодня статьи великого критика о произведениях великого поэта изучают в школах и институтах при анализе творчества Лермонтова.

Лермонтов был сторонником ликвидации крепостного права в России, глубоко верил в будущее страны.

На Кавказе Лермонтов участвовал в военных действиях, отличался храбростью и душевным отношением к простым солдатам. Командование полка  подавало прошение о награждении Лермонтова, но царь отказался его наградить.

В перерывах между военными действиями Лермонтов много работал: изучал язык, обычаи и поведение горцев. Здесь были созданы множество произведений, связанных с Кавказом, его жителями, его природой, наполненных восхищением и любовью к  этому  удивительно красивому краю. Здесь он написал прекрасные поэмы «Мцыри», «Демон», произведение «Герой нашего времени». Впервые в истории русской литературы Лермонтов показал войну, как противоестественное, антигуманное явление. В своей поэме «Валерик» он пишет:




Жалкий человек

Чего он хочет?.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но непрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Лермонтов хотел оставить военную службу, всецело заняться литературной деятельностью, издавать свой журнал. Но ему разрешали лишь на короткое время бывать в Петербурге.

Лермонтов написал множество стихов. Уже с самых ранних произведений было видно, что они полны чувством человеческого достоинства, пониманием неизбежности трагических столкновений с окружающей действительностью.  Поэт страдал от одиночества и тоски и даже предвидел свою гибель. Незадолго до нее он в 1841 году написал стихотворение, которое  потом стало очень известным романсом:




Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

            В небесах торжественно и чудно!

            Спит земля в сиянье голубом…

            Что же мне так больно и так трудно?

            Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

            . . .

Стихи и поэмы поэта вызывали любовь и ненависть. Любовь у настоящих людей, патриотов России, кто желал ей лучшего будущего. Ненависть – у тех, кто боялся смелых мыслей, правды. Враги Лермонтова с одобрения царя постоянно вели интриги, старались избавиться от  мешавшего им поэта.

В мае 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь-то и происходит роковая встреча Н.С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Поэту не было еще и 27 лет. По словам князя Васильчикова, светский Петербург смерть поэта встретил словами: «Туда ему и дорога».

Лермонтов повторил судьбу Пушкина. Фактически эта дуэль была подготовленным убийством поэта. Пуля Мартынова пробила его сердце и легкие, и Лермонтов умер.

Весь Пятигорск, представители всех полков пришли проводить великого поэта, своего товарища. А виновник его смерти даже не был наказан, хотя  дуэли официально были запрещены.

Лермонтов повторил судьбу своего великого предшественника – Пушкина, но погиб совсем молодым, не имея  ни семьи, ни детей.

 Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. Его бабушка, которая любила его больше жизни, узнав о смерти внука, плакала целую неделю и практически ослепла.

 В 1899 в Пятигорске был открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

От лица всей Прогрессивной России критик и демократ В.Г.Белинский заявил: «Мы лишились в Лермонтове  поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина».

Современники писали, сто жизнь его была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни, со взлетами, вдохновениями  и горечью разочарований.

 

Задание 3. Ответьте на вопрос задания 2.




Задание 4.Перечислите произведения Лермонтова, названные в тексте.




Задание 5. Составьте краткий конспект текста «Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография».




Задание 6. Составьте монолог на тему «Что я узнал о Лермонтове».    

 

                        Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихи

Задание 1.Прочитайте стихотворения М.Ю.Лермонтова. Обратите внимание на даты их написания. Познакомьтесь с комментариями к стихотворениям «На смерть поэта» и  «И скучно и грустно». Попробуйте составить монолог на тему «Отражение в стихах изменения настроений поэта в возрасте  с 15 до  27 лет».

Русская мелодия


В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья:
Вдруг зимних бурь раздался грозный вой, -
И рушилось неверное созданье!..
                       2
Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный, и свободный!..
                      3
Он громкий звук внезапно раздает,
В честь девы, милой сердцу и прекрасной, -
И звук внезапно струны оборвет,
И слышится начало песни!- но напрасно! -
Никто конца ее не допоет!..

               (1829)

Черкешенка

Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты,
Природы дикой красоты,
Степей глухих народ счастливый
И нравы тихой простоты!

Но там, где Терек протекает,
Черкешенку я увидал, —
Взор девы сердце приковал;
И мысль невольно улетает
Бродить средь милых, дальных скал...

Так дух раскаяния, звуки
Послышав райские, летит
Узреть еще небесный вид:
Так стон любви, страстей и муки
До гроба в памяти звучит.

                      (1829)


Задание 2. Выучите, выбрав по собственному вкусу, одно из стихотворений Лермонтова наизусть.


Задание 3. На основании  информации текстов занятий 1, 2, 3  составьте монолог на тему «Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов».               









  Божко Н.М. Методические материалы на тему «Жизнь и творчество великого русского поэта  «Михаила Юрьевича Лермонтова»



Тем, кому стала интересной личность поэта, предлагаю посмотреть фильм о М. Ю. Лермонтове и оставить ниже свои комментарии об увиденном








Комментариев нет:

Отправить комментарий