Предмет и его цвет
Словарь к занятию
ИЗОБИЛИЕ, -я; ср. (туркм. bereket; bolluk; bolçulyk; köplük; bol-elinlik; фр. abbondanza)
1. Большое количество, множество кого-, чего-л. И. хлеба. И. сырья.
2. Богатство, достаток. Искать путь к изобилию. Пригласить в дом, полный изобилия. ◊ Как из рога изобилия. Обильно, в большом количестве.
МЕЧТА, -ы; мн. род. нет; ж.(туркм. arzuw; hyýal; фр. rêve)
1. Мысленный образ чего-л., представление о чём-л., сильно желаемом. Заветная м. Давняя м. М. о счастье. Лелеять, беречь мечту. М. провести отпуск на море. Осуществить мечту.
2. Предмет желаний, стремлений; желаемое событие. Иметь собаку было моей мечтой.. Исполнилась м. М. не сбылась. // Разг.
О чём-л., являющемся пределом желаемого для кого-л., самым желанным, почти не осуществимым. Не подарок, а м. Голубая м.
3. О том, что нереально, неосуществимо. Пустая м. Возврат любви - это только м. Напомнить о мечтах детства.
4. Процесс создания в воображении представлений о чём-л. желаемом, предполагаемом или несуществующем, фантастическом. Помогать мечте о лучшем. Разрушить мечту. Предаваться мечтам.
ВЕРШИНА, -ы; ж.Верхняя, самая высокая часть чего-л. (обычно дерева или холма).
ЖЕРТВА, -ы; ж.. Добровольный отказ от кого-, чего-л. в чью-л. пользу. Готов жизнь отдать в жертву отчизне. (туркм. gurban; sadaka; фр. victime)
РАСТВОР, -а; м.. Однородная жидкость, полученная растворением какого-л. вещества в воде или в другой жидкости. Р. марганца. Содовый р. (туркм. ergin; suwuklyk; suwuk ergin; фр. solution)
ПРОСТОР, -а; м.. Свободное обширное пространство. Безграничные просторы Вселенной.(туркм. boşluk; giňişlik; giň meýdan; фр. espace)
ЗАБОТА, -ы; ж.. Внимание к нуждам, потребностям кого-л.; попечение о ком-л. З. о больном. Проявить заботу. Благодарность за заботу. // обычно мн.: заботы, -бот. (туркм. alada; iş; gaýgy; ünji; фр. soins)
ИНЕЙ, -я; м.. Вид атмосферных осадков - ледяные кристаллы, по форме напоминающие снежинки, оседающие тонким слоем на поверхности охлаждённых предметов. Лёгкий и. Серебристый и. /О седине. Голова покрыта инеем. < Инейный, -ая, -ое. И. холодок.(туркм. gyraw; фр. gelée blanche)
СИЗЫЙ, -ая, -ое; сиз, -а, -о.. Тёмно-серый с синеватым отливом. С. туман. С-ая мгла, туча. С. цвет неба.(туркм. gök; фр. Gray)
МГЛА, -ы; ж.. 1.Пелена тумана, пыли, дыма и т.п. Снежная, туманная м. Покрыться мглой. М. рассеялась.2. Сумрак, темнота. Вечерняя м.( туркм. alagaraňkylyk; iňrik; garaňkylyk; фр. la brume)
Прочитайте текст. Будьте готовы ответить на вопросы по содержанию текста.
Спектр (лат. spectrum «виде́ние») в физике — распределение значений физической величины (обычно энергии, частоты или массы). Графическое представление такого распределения называется спектральной
диаграммой. Обычно под спектром подразумевается электромагнитный
спектр — спектр
частот (или то же самое, что энергий квантов) электромагнитного
излучения.
В научный
обиход термин спектр ввёл Ньютон в 1671—1672 годах для обозначения
многоцветной полосы, похожей на радугу, которая получается при прохождении
солнечного луча через треугольную стеклянную призму.
Ра́дуга — атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно в поле повышенной
влажности. Оно выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (глядя снаружи — внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Эти семь цветов — основные названия цветов, которые принято выделять в радуге в русской
культуре (возможно, вслед за Ньютоном, см. ниже), но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и цвета
эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество
промежуточных оттенков.
Центр
окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя
и Солнце, притом при наблюдении радуги (в отличие от гало) Солнце всегда находится за спиной наблюдателя, и
одновременно видеть Солнце и радугу без использования оптических приспособлений
невозможно. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга, часть окружности, и чем выше точка зрения
наблюдателя — тем радуга полнее (с горы или самолёта можно увидеть и
полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 43 градусов над
горизонтом, то радуга с поверхности Земли не видна.
Это интересно!
Мнемонические
фразы
Цвета в радуге расположены в
последовательности, соответствующей спектру видимого света. В русском языке существуют такие мнемонические фразы для запоминания этой
последовательности:
- Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Фразы являются так называемым акростихом.
В этих фразах начальная буква
каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.
- Каждый — красный
- Охотник — оранжевый
- Желает — жёлтый
- Знать — зелёный
- Где — голубой
- Сидит — синий
- Фазан — фиолетовый
Цвета во фразе перечисляются в
соответствии с порядком цветов в радуге, от красного (видимый свет с наибольшей длиной волны) до
фиолетового (видимый свет с наименьшей длиной волны).
Известный русский поэт-песенник С. Никитин очень любит синий цвет. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопрос: Почему поэту нравится синий цвет?
Что есть цвет?
Что такое цвет? Физика рассматривает
свет как электромагнитную волну. Волна - это просто изменение состояния среды
или поля, распространяющееся в пространстве с какай-то скоростью. У любой волны
есть длина - это расстояние между гребнями волны.
Те длины
волн, которые способен воспринимать человеческий глаз носит название видимого
света. Например, свет с наибольшей длиной волны мы воспринимаем как красный, а
с наименьшей – как фиолетовый. При этом стоит отметить, что наше ухо тоже
воспринимает волны, только очень большой длины волны и несколько другой
природы. Звук - это колебания вещества. Например в вакумме нет частичек
вещества (воздуха например). И там нет звука, звуковая волна не
распространяется в вакумме.
Цвета, которые мы воспринимаем, различаются в зависимости от длины волны видимого света:
Цвета, которые мы воспринимаем, различаются в зависимости от длины волны видимого света:
Человеческому глазу не доступен ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый свет, как и многие другие типы волн. Тем не менее мы можем воспринимать огромный диапазон различных цветов (диапазон волн).

Учимся слушать и конспектировать лекции по специальности
Задание
1.
Читайте и повторяйте за преподавателем:
1.
Движение, движение материи, свойства и формы движения материи.
2. Вещество, пространство, поле,
электромагнитное поле, гравитационные поля.
3.
Методы исследования, исследуемое явление, научное предположение, научная
теория, опытные данные.
Задание
2.
Назовите слова и словосочетания, которые вы запомнили.
Задание
3.
Определите, от каких глаголов образованы данные существительные.
Изучение, изменение, движение,
превращение, нахождение, существование, понимание, наблюдение, использование.
Задание
4. Прочитайте,
что написано о значении слова «следовательно»
в «Словаре русского языка» (автор С.И.Ожегов). Запомните синонимы этого слова.
Следовательно – значит,
вследствие этого, поэтому.
Задание
5.
Слушайте предложения и вопросы к предикатам. Дайте ответы на каждый вопрос.
Затем прослушайте контрольный ответ.
1.Физика – это наука о наиболее общих
свойствах и формах движения материи. – Что такое физика?
2. Материя – это все, что существует
объективно, независимо от нашего сознания. – Что такое материя?
3. Различные виды материи могут превращаться
друг в друга. – Могут ли превращаться друг в друга различные виды материи?
4. Материя находится в постоянном движении. –
Находится ли материя в постоянном движении?
5. Пространство и время являются формами
существования материи. – Чем являются пространство и время?
6. Основным методом исследования в физике
служит опыт. – Чем служит в физике опыт?
7. Под гипотезой понимается научное предположение. – Что понимается под
гипотезой?
Задание
6.
Прослушайте предложения, назовите в них повторяющиеся слова. Объедините
прослушанные предложения; запишите новые предложения без повторяющихся слов.
Образец: Материя существует и движется в пространстве и во
времени. Следовательно, пространство и время являются формами существования
материи. - Материя существует и движется в
пространстве и во времени, которые являются
формами существования материи.
1. Основным
методом исследования в физике служит опыт. Опыт представляет собой наблюдение
исследуемого явления.
2. Для объяснения
опытных данных в физике используются гипотезы. Под гипотезой понимается научное
предположение, которое выдвигается для объяснения каких-либо фактов, явлений.
3. Научное
предположение требует проверки и доказательства. Только после проверки и
доказательства гипотеза может стать научной теорией.
Задание
7.
Из данных слов и словосочетаний составьте предложения. Используйте конструкции что является чем, что называется чем, чем
называют что.
А) Наука о наиболее
общих свойствах и формах движения материи; физика.
Б) Материя; все то, что
существует объективно, независимо от нашего сознания.
В) Наблюдение
исследуемого явления; опыт.
Задание
8.
Прослушайте фрагмент лекции. Постарайтесь понять и записать основную
информацию. Будьте готовы выполнить тест.
Задание
9.
Выполните тест. Какое количество (в процентах) информации вам понятно?
Задание
10.
Прослушайте текст еще раз.
Задание 11.
Ответьте на вопросы преподавателя по содержанию текста.
Задание
12.
Закончите предложения, используя слова для справок.
- Предметом изучения физики являются
наиболее общие …
- В настоящее время известны …
- Для объяснения опытных данных в физике
служит …
- Электрон и позитрон представляет собой …
- Опыт представляет собой …
Слова
для справок: опыт; два вида материи; вещество;
свойства и формы существования материи; наблюдение исследуемого явления.
Задание 13. Запишите конструкции: что – это что;
что является чем; что представляет собой что; что служит чем. Замените в данных предложениях выделенные слова и конструкции синонимичными (близкими по значению).
1. Физика-это наука о наиболее общих свойствах и
формах движения материи.
2. Предметом изучения физики
являются наиболее общие свойства и формы движения материи.
3. Научная теория представляет
собой систему основных идей, которые обобщают опытные данные.
4. Основным методом
исследования в физике служит опыт.
Задание
14.Прослушайте
текст еще раз и запишите только определения научных понятий.
Прослушайте фрагменты лекций и попробуйте записать их главную информацию в виде тезисов.
Повторите "Правила слушания лекции" (см. раздел "Грамматический справочник).
Повторите "Правила слушания лекции" (см. раздел "Грамматический справочник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий