ЛЕГКО
ЛИ ВЫУЧИТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
В наше время
люди всего мира говорят более чем на трех тысячах языков. Самый
распространенный язык на земле – китайский (более 1 миллиарда говорящих на этом
языке). Английским языком пользуются 500 миллионов человек.
Один из самых
распространенных, выразительных и богатых языков мира – русский. Его изучают на
всех континентах, пользуются им почти 280 миллионов человек.
В среднем же на
каждом из языков говорят около 20 тысяч человек. Есть очень малочисленные
народности, однако и они имеют свой язык и свою письменность.
Из огромного
количества языков земли выделяют тринадцать великих языков. Это языки, на
которых говорят не менее 50% жителей земли. Кроме китайского, английского и
русского языков следует назвать хинди – 478 млн человек, испанский – 413
миллионов человек, арабский – 230 млн,
бенгальский – 204 млн, португальский – 186 млн, индонезийский – 164 млн, французский – 126 млн, японский – 126 млн,
немецкий –124 млн человек.
Тот, кто знает
13 великих языков, тот теоретически может разговаривать почти с тремя
миллиардами человек и не чувствовать языкового барьера, который затрудняет
общение между народами.
Люди, которые
знают несколько языков, называются полиглотами. Многие люди имеют способности к
языкам. Дети быстро и легко усваивают язык. И чем раньше человек начинает
овладевать языком, тем больших успехов он достигнет. И еще: чем больше языков
знает человек, тем легче ему усваивать новый язык. По мнению полиглотов, трудно
только начинать, а с третьего языка «все пойдет как по маслу».
В русском языке
около полумиллиона слов. Великий русский поэт Александр Пушкин, например,
использовал 22 тысячи слов. Но Пушкин был гений! А сколько слов нужно знать
нам?
Чтобы понимать
60-80% текста, нужно знать 500 слов. Если вы знаете 500 слов, вы можете понять
общую информацию текста и главную информацию можете перевести со словарем.
Чтобы понимать
80-90% текста, нужно знать 3 тысячи слов. Если вы знаете 3 тысячи слов, вы можете
понять весь текст и законспектировать его на родном языке. В словарь вы будете
смотреть редко.
Чтобы понимать
90-80% текста, нужно знать 5 тысяч слов. Если вы знаете 5 тысяч слов, вам не
нужно смотреть в словарь, вы будете понимать незнакомые слова по контексту.
Таким образом,
чтобы свободно читать по-русски, вам нужно знать 5 тысяч русских слов и идиом.
А чтобы говорить и понимать в повседневной жизни, нужно знать 500 слов.
Если вы умеете
читать и понимать тексты и понимаете живую речь, значит вы знаете язык
пассивно. Если вы умеете говорить на иностранном языке и если вы можете,
например, написать на этом языке письмо, значит вы знаете язык активно.
Если хочешь
хорошо выучить иностранный язык, то запомни главные условия.
Первое. Не бойся
говорить! Говори все, что хочешь сказать, и не бойся ошибок.
Второе. Больше
разговаривай с разными людьми: дома, на улице, в университете, в магазине.
Спрашивай, спрашивай…
Третье. Больше
слушай музыку – тренируй слух. Хороший слух поможет тебе изучить язык.
Запомни одну
важную истину. Если хочешь научиться плавать – плавай, а если хочешь научиться
разговаривать – разговаривай!
Нельзя выучить
иностранный язык, если ты его не учишь. Русские пословицы говорят: «На ошибках
учатся!», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
А теперь запомни
десять правил изучения иностранного языка.
1.
Занимайся
регулярно. Лучше понемногу каждый день, чем в неделю по многу часов.
2.
Всегда
носи с собой учебные материалы: слова, правила, тексты.
3.
Выполняй
разные задания: читай, пиши, слушай, говори, учи грамматику.
4.
Учи
слова в контексте, а не отдельно.
5.
Много
читай. Даже если плохо понимаешь текст.
6.
Много
учи наизусть.
7.
Выучи
несколько фраз по образцу: «по-моему», «хочу сказать, что…», «можно подумать?»,
«наверное» и др. Эти фразы помогут вам выиграть время и обдумать следующую
фразу.
8.
Помни:
всякая практика – основа успеха.
9.
Не
бойся ошибок! На ошибках учатся!
10.
Не
трать бесполезно время. Учи в транспорте, когда ожидаешь приема у врача и т.д.
Знание – сила.
Все мы знаем эти слова. А понимаем ли мы, что учеба – это тяжелый труд? Знания,
образование нельзя получить в готовом виде. Их можно «заработать» только своими
силами.
Учиться трудно,
потому что учеба – это интеллектуальный труд, самый трудный для человека.
Мечтать легко и приятно, а мыслить трудно. Но ты сможешь победить трудности,
если не будешь говорить себе: «я не могу», «я не хочу», а будешь говорить себе:
«я должен». Помни, что мы не всегда можем делать только интересное и приятное.
Часто нужно делать неинтересное, но полезное.
Если ты хочешь
хорошо выучить иностранный язык, ты должен быть трудолюбивым, дисциплинированным
и мужественным. Ты должен быть мужественным, чтобы победить все трудности и
идти к своей цели.
ЗАДАНИЯ
Предтекстовые
задания
1.
Познакомьтесь с
основными понятиями темы.
Языковой барьер, распространенный язык,
усваивать язык, овладевать языком, полиглот, затруднять общение,
интеллектуальный труд.
Послетекстовые
задания
2.
Ответьте на
вопросы.
1)
На
скольких языках говорят сегодня народы мира?
2)
Какие
языки являются самыми распространенными?
3)
Какие
языки относятся к великим языкам?
4)
Кто
такие полиглоты?
5)
Сколько
русских слов должен знать иностранный студент?
6)
Какие
условия следует запомнить, если хочешь хорошо выучить иностранный язык?
7)
Какую
важную истину следует запомнить тем, кто изучает иностранный язык?
8)
Какие
русские пословицы встречаются в тексте?
9)
Какие
правила изучения иностранного языка следует запомнить? Запишите эти правила по
памяти.
10)
Какими
качествами характера нужно обладать, чтобы хорошо выучить иностранный язык?
КУЛЬТУРА –
ЖИВАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ
Традиционная культура украинцев – преимущественно
сельская, аграрная культура. Украинцы – земледельческий народ с давними
традициями. С незапамятных времен рожь и пшеница были главными аграрными
культурами, которые выращивались в Украине.
Не удивительно, что
украинцы
очень ценили хлеб. Хлеб на столе считался самой большой святыней. Хлеб-соль,
которые подавались гостю на вышитом полотенце, были и остаются высшим
проявлением гостеприимства нашего народа.
С хлебом связано много обычаев.
Например, хлеб разрешалось резать только в висячем положении и только в
направлении себя. Если кусок хлеба упал, его нужно было поднять, поцеловать и
снова положить на стол. Выбросить кусок хлеба считалось грехом. Рушники
(полотенца) с глубокой древности служили символом красоты и моральных качеств
каждого человека и сопровождали наших предков от рождения до смерти. Рушники
широко использовались в быту. Рушниками украшали иконы, с рушниками встречали
гостей, в знак согласия на брак девушка подавала сватам рушник, головной убор
замужней женщины тоже представлял собой длинный рушник.
То, что мы сегодня называем украинской
национальной одеждой, формировалось на протяжении многих столетий, и было
приспособлено для особенностей украинского климата и потребностей народа.
Сельские жители одевались очень просто – вышитая сорочка, штаны и плетеная
обувь.
Конечно, вам приходилось видеть
украинские писанки – ярко раскрашенные пасхальные яйца. Орнаменты, которыми они
покрыты, никогда не повторяются. Писанки на протяжении столетий украшали жилище
украинцев, и не только потому, что они сами по себе красивы. Это простое, на
первый взгляд, декоративное изделие имеет глубокое символическое значение. Яйцо
у многих народов мира служит символом плодовитости и достатка. Но к него есть и
другое значение – оно является своего рода моделью Вселенной. Нижняя часть яйца
(тупой кончик), где находится центр его тяжести, – это подземный мир с его
грозными стихиями. Средняя часть символизирует земную поверхность. Верхняя,
острая часть – небеса. Писанки были предметами культа и поклонения. Украинцы
использовали их как обереги от горя и болезней. Роспись писанок – уникальное
украинское народное искусство, и с давних времен им занимались только женщины и
девушки. Цвета, в которые красились яйца, имели также свое значение. Красный
цвет означал радость жизни, желтый – луну и звезды, урожай, голубой – здоровье,
зеленый – обновление природы, черный с белым – память о предках.
Известный украинский философ
Д.Чижевский считал, что главными определяющими чертами украинцев являются
эмоциональность и индивидуализм. Военные походы казаков, тяжелый труд
хлеборобов на степных просторах способствовали самоуглублению и развитию
мечтательности. Бескрайние равнины и свист степного ветра создавали у украинцев
философское, глубоко религиозное настроение. Умеренный климат, отсутствие гор и
непроходимых лесов – все это формировало у украинцев характер умеренный,
острожный, скептический и недоверчивый.
Украинцы сдержанные и молчаливые,
погруженные в себя. Они не склонны поспешно брататься с первым встречным, долго
помнят обиды и не успокаиваются до тех пор, пока не отомстят за обиду. В то же
время украинцам присуща религиозная и национальная терпимость. У украинцев
сильно выражены любовь к порядку, тяга к чистоте, опрятности, аккуратности в
быту. Украинские женщины не только каждую неделю мыли и убирали свои дома, но и
раз в две недели заново белили их. Вместе с тем украинцы отличаются
гостеприимством, жизнерадостностью, оптимизмом. Об этом свидетельствует их
искрометное чувство юмора.
Украина издавна славится во всем мире
как песенный край. Украинские песни часто становятся популярными во многих
славянских странах. Ярким примером такого «хита» далекого прошлого может
служить песня «Ехал казак за Дунай».
Їхав козак
за Дунай.
Сказав: -
Дівчино, прощай!
Білих ручок
не ламай,
Ясних очей
не стирай.
Мене з
війни зі славою
К собі
дожидай!
Украинская народная песня была и остается выражением
народной души, надежд и стремлений украинцев.
Не могут обойтись украинцы и без народных танцев. «Визитной карточкой»
танцевальных традиций Украины является знаменитый гопак, который пришел к нам
от запорожских казаков.
Сила украинской традиционной культуры,
ее совершенные формы и общий высокий уровень вызывают восхищение и сегодня.
ЗАДАНИЯ
Предтекстовые
задания
1.
Познакомьтесь с основными понятиями темы.
Традиционная культура, народное искусство, народные
обычаи, национальный характер.
2.
Скажите, как вы понимаете следующие выражения.
С незапамятных времен; потребности народа; вышитая
сорочка; пасхальное яйцо; модель Вселенной; предмет культа и поклонения; оберег
от болезней; память о предках; брататься с первым встречным; отомстить за
обиду; искрометное чувство юмора; вызывать восхищение.
3.
Познакомьтесь с лексикой для обозначения качеств
характера человека.
Эмоциональность, индивидуализм, мечтательность,
самоуглубление, осторожность, недоверчивость, скептицизм, сдержанность,
терпимость, молчаливость, гостеприимство, жизнерадостность, оптимизм.
Послетекстовые
задания
4.
Ответьте на вопросы.
1)
Почему
хлеб считается самой большой ценностью украинского народа?
2)
Какие обычаи
связаны у украинцев с хлебом?
3)
Какое значение
имеют в украинской культуре рушники?
4)
Какой была
национальная одежда украинцев?
5)
Расскажите об
украинских писанках.
6)
Каковы, по мнению
Д.Чижевского, главные черты характера украинцев?
7)
С какими чертами
характера украинцев вы сталкивались, живя в Украине?
8)
Почему народные
украинские песни популярны и сегодня?
5. Напишите рассказ о традиционной культуре
вашей страны. Используйте план.
План
1.
Главные святыни
моего народа.
2.
Обычаи моей
страны.
3.
Национальная
одежда.
4.
Народное
искусство, песни и танцы.
5.
Национальный
характер.
УКРАИНСКАЯ СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Многие семейные традиции украинцев
сохранились на протяжении веков, передавались из поколения в поколение как
бесценное сокровище народной культуры.
Создание каждой молодой украинской семьи издавна
начиналось с заключения брака. Брак – по-украински «шлюб» (от славянского
«слюб» - соединение по любви).
Главой традиционной украинской семьи был мужчина (отец
или муж). Ему были обязаны подчиняться все члены семьи, он выполнял основную
работу по хозяйству, отвечал за благополучие семьи.
Вся работа в традиционной семье
делилась на «мужскую» и «женскую». Мужчина занимался обработкой земли,
строительством, обмолотом зерна, следил за хозяйственным инвентарем и т.п.
Женщина выполняла «домашнюю» работу: поддержание порядка в доме: приготовление
еды, работа в огороде, воспитание детей и т.п. Об этом говорят украинские
пословицы: «Без хозяйки дом плачет», «Муж в доме голова, а жена – душа».
Главной обязанностью родителей в
традиционной украинской семье было воспитание детей. «Умел ребенка родить, умей
и выучить», «Не тот отец, кто родил, а тот, кто до ума довел», - говорят
пословицы. Основное внимание в семье уделялось трудовому воспитанию. С 12 лет
мальчик должен был овладеть всеми видами «мужской работы» и работать вместе со
взрослыми, а девочка – знать женские работы: ткать, прясть, шить одежду, варить
еду и т.п. Много внимания уделялось в семье и интеллектуальному развитию
ребенка. Это нашло яркое отражение в украинских пословицах: «Не желай сыну
богатства, а желай разума», «Разум – сокровище человека». Неуважение детей
любого возраста к родителям не допускалось, считалось большим грехом.
Разводы в прошлом были редкостью и народной моралью не
одобрялись, особенно, если в семье были дети. Только в случаях бездетности или
супружеской измены в какой-то мере оправдывался развод.
Традиционная народная мораль считала,
что браки между мужчиной и женщиной должны заключаться на основе свободного
выбора, по любви. Народ всегда воспевал глубокие чувства супружеской верности и
крепкой любви. Однако жизнь вносила свои коррективы. Иногда препятствием к
браку на пути влюбленных было социальное неравенство. «Ты богатый, а я бедная –
не пара с тобою», - поется в одной народной песне. Иногда родители запрещали
влюбленным жениться («Рад бы тебя я в жены взять, да отец с матерью не велят»).
Поэтому верную любовь часто приходилось приносить в жертву жизненным
потребностям и материальным расчетам.
Хотя в современной жизни не все народные традиции
соблюдаются, многие из этих традиций живы и сегодня. Большинство свадебных
традиций пришли к нам из далекого прошлого. Например, традиция выпивать вино и
разбивать бокал «на счастье». Выпивая вино, мы как бы приносим жертву солнцу, а
бокал разбиваем потому, что ни один человек не смеет пользоваться чашей, из
которой пило солнце. Или традиция «давать гарбуза» отвергнутому жениху. Если
девушка соглашалась выйти за парня замуж, жениху вручали рушник, а в случае
отказа – тыкву («гарбуз»). В прошлом были случаи, когда согласие девушки на
брак спасало от смерти приговоренного к казни казака.
Свадьба – важный день в жизни человека.
Поэтому каждый хочет, чтобы этот день был особенным днем, чтобы он запомнился
как яркий и торжественный праздник. Не случайно по-украински «свадьба» – «весілля». Приглашаем вас на русскую и украинскую свадьбу. Обычай
отмечать этот день сложился еще в древности.
Свадьба начинается
с предварительной договоренности между семьями – сватовства, когда жених
приходит в дом невесты и просит у родителей руки дочери. В украинских деревнях
от дома юноши к дому девушки шествуют сваты, обычно уважаемые и солидные
мужчины, с перекинутыми от плеча к бедру вышитыми полотенцами. После
неторопливой беседы родители жениха и невесты приходят к согласию. Если девушка
вдруг решила отказать жениху, то она выносит и молча ставит на стол перед
сватами тыкву. Все это сегодня носит, разумеется, чисто символический характер.
Затем идут приготовления к свадьбе в
доме невесты: готовится приданое, с которым девушка приходит в будущую семью.
Издавна особо ценилось приданое, сделанное руками самой невесты: вышитое белье,
полотенца, скатерти и др. Перед свадьбой в доме невесты устраивается девичник,
а доме жениха – мальчишник – вечеринки, на которые приглашаются друзья детства
и юности жениха и невесты. Девичник и мальчишник – это прощание со «свободой»
перед вступлением в новую жизнь. Существовал у нас и такой символический
обычай: на девичнике коса невесты расплеталась, а после венчания переплеталась
на две.
Утром свадебного дня невесту одевали к
венцу: красивая сорочка, вышитая юбка, венок с лентами. Жених также приезжал в
вышитой невестой сорочке. По дороге жениха останавливали и требовали выкуп,
выкуп платился и в доме невесты, это были деньги или угощения. Обычай
символического «выкупа» сохранился и до сих пор.
И в наши дни в дом невесты приезжает
жених с дружками, родители благословляют будущих «молодых», и они уезжают во
Дворец бракосочетаний, где брак будет официально зарегистрирован. Свадебный
поезд, украшенный цветами и лентами, движется через город, привлекая всеобщее
внимание. В русских деревнях и сегодня на свадьбу предпочитают ехать на
знаменитой русской тройке, украшенной бубенцами и колокольчиками. Играют на
гармониях или гитарах друзья жениха, звонят колокольчики – веселый свадебный
поезд мчится на виду у всей округи.
Во Дворце бракосочетаний молодые
закрепляют свой семейный союз, обмениваясь кольцами. Кольцо – древний символ
семейной жизни. «Любовь – кольцо, а у кольца начала нет и нет конца», – гласит
народная мудрость. После регистрации брака невеста обычно изменяет свою девичью
фамилию на фамилию мужа. Играет свадебный марш и фотография навсегда
запечатлевает красивую молодую пару – невесту в белом платье с прозрачной фатой
и жениха в торжественном темном костюме.
Когда молодожены возвращаются домой, на
пороге их встречают хлебом-солью родственники, молодых осыпают монетами,
пшеном, лепестками цветов, желая благосостояния и процветания молодой семь.
Молодым дарят подарки. Раньше выпекать свадебный каравай могли только замужние
женщины, которые были счастливы в браке. Они украшали его плетениями из теста,
а также, цветами. Каждая деталь такого праздничного лакомства символизировало
богатство, счастье, гармонию, успех и т.д. Процесс выпечки не обходился без
песнопений и обрядов. Существовало поверье: если каравай доставали из печи
гладким и ровным – то и семейная жизнь у молодых будет такой же благополучной;
если каравай имел трещины, то брак был обречен на неудачу.
После этого начинается свадебный пир.
Все поднимают бокалы за счастье молодоженов, за их будущих детей, за родителей.
«Совет да любовь», – традиционное пожелание на свадьбе. На свадьбе много поют и
танцуют и постоянно кричат «горько», заставляя молодых целоваться.
ЗАДАНИЯ
Предтекстовые
задания
1.
Познакомьтесь с основными понятиями темы.
Семейные традиции украинцев, брак, свадьба, развод,
глава семьи, члены семьи.
2.
Скажите,
как вы понимаете следующие выражения.
На протяжении веков; передавать из поколения в
поколение; доводить до ума; благополучие семьи; интеллектуальное развитие;
народная мудрость (мораль); вносить свои коррективы; препятствие к браку;
жизненные потребности; соблюдать традиции; просить руки невесты; русская
тройка; встречать хлебом-солью; свадебный пир; бесценное сокровище.
3.
Познакомьтесь с группой тематической лексики.
Жениться, выходить замуж, свататься, приданое,
девичник, мальчишник, благословение родитедей, молодожены, жених, невеста,
супружеская верность (≠ измена).
Послетекстовые
задания
4.
Ответьте на вопросы.
1)
Каковы
были обязанности главы традиционной украинской семьи?
2)
Какую работу в
традиционной украинской семье выполняла женщина?
3)
Какие пословицы
говорят о роли мужа и жены в семье?
4)
Расскажите о
воспитании детей в традиционной семье.
5)
Как народная
мораль относилась к разводу?
6)
Какие семейные
традиции пришли к нам из далекого прошлого?
7)
Расскажите о
свадебных традициях украинцев.
8)
Что означает
древний обычай обмена кольцами на свадьбе? Есть ли такой обычай в вашей стране?
9)
Какие семейные
традиции украинцев похожи на традиции вашего народа, а какие отличаются?
5.
Сравните украинскую свадьбу и свадьбу в вашей стране,
отмечая их сходство и различие.
Используйте конструкции сравнения:
так же, как;
в
отличие от …;
похожа / отличается чем?
6.
Познакомьтесь с русскими и украинскими пословицами.
русские пословицы украинские пословицы
С
милым рай и в шалаше. Хоч
не з красою, аби з головою.
Сердцу
не прикажешь. І в лиху годину не кидай дружину.
Жениться
– не все веселиться. З гарної дівки гарна
й молодиця.
Жену
выбирай не глазами, Чоловік в домі - голова, а жінка –
а
ушами. душа.
Много
выбирать – женатому
не
бывать.
Не
ищи красоты, а ищи доброты.
Вспомните
аналогичные пословицы вашего народа. Передайте их содержание на русском языке.
7. Напишите
небольшой рассказ на тему «О какой семье я мечтаю».
ОБЕД
ПО-УКРАИНСКИ
Украинцы
любят хорошо поесть. Великий писатель Н.В. Гоголь писал, что сам воздух Украины
помогает пищеварению. Но не только воздух, а умелые руки украинских хозяек
делают чудо. Украинские хозяйки любят и умеют готовить. Итак, что же
представляет собой традиционный украинский обед?
Обед в доме обычно начинается с закуски:
овощного салата, мясного или рыбного ассорти. Салаты готовят из огурцов,
помидоров, перца, лука, капусты. В салат добавляют сметану, подсолнечное масло
или уксус. Очень любят украинцы соленые огурцы и помидоры, квашеную капусту. На
закуску часто подают селедку. Селедка с горячей вареной картошечкой очень
вкусна! Ну, и, конечно, винегрет – салат из отварных овощей с подсолнечным
маслом.
После
закусок наступает время первого блюда. Первое блюдо – «первое» – это борщ или
суп. Знаменитый украинский борщ – наше национальное блюдо. «Борщ и каша» – пища
наша», – так говорит пословица. Борщ и каша были любимой едой наших предков.
Кашу подают на «второе». Готовят кашу из
риса, гречки, пшена. Каша – это гарнир. А главное «второе блюдо» – это котлеты.
Котлеты готовят из свинины, говядины, баранины, курицы. Есть еще рыбные колеты.
Можно приготовить также овощные колеты: морковные, свекольные, капустные. «На
второе» едят и рыбу. Раньше, в старину, жители украинских городов считали, сто
рыбу можно есть только в те месяцы, в названии которых есть буква «р».
Посмотрите на календарь, и вы увидите, что это осенние, зимние и весенние
месяцы. В летние месяцы городские жители боялись готовить рыбные блюда, потому
что рыба быстро портилась, и есть в жару ее было опасно. В наш век это звучит
как шутка. И мы едим рыбу круглый год.
В нашей национальной кухне много блюд из
теста. Этоблины, пироги, вареники.
Гордость любой хозяйки, конечно, пироги.
«Не красна изба углами, а красна пирогами», – говорит пословица. Пироги – это
праздничное блюдо. Мы любим разные пироги: с мясом и рыбой, капустой и
картошкой, вишнями и яблоками, творогом и вареньем. Недаром в народе говорят: в
пирог все завернешь.
А еще в каждом доме можно попробовать
блины. Их пекут из жидкого теста круглыми и желтыми, как солнце. В древности
блины были связаны с религиозным праздником масленицы. Масленица – это праздник
проводов зимы и встречи весны. А сегодня блины стали повседневной едой. Печь
блины не просто. Поэтому пословица говорит: «Первый блин комом»,– то есть, не всегда
начало бывает удачным. Но хорошая хозяйка всегда угостит вас прекрасными
блинами со сметаной, маслом или вареньем. Попробуйте, не пожалеете!
А разве можно не попробовать знаменитые
украинские вареники! Вареники варят из теста, а внутрь кладут картошку,
капусту, мясной фарш, творог, вишни. Едят вареники со сметаной.
В старину на Украине было даже такое
соревнование: кто больше вареников съест. И съедали по сорок-пятьдесят штук.
Завершается обед сладким блюдом –
«третьим». На «третье» обычно подают напитки: чай, кофе, компот или кисель,
молоко. Эти напитки украинцы любят с давних времен. В народных сказках
рассказывается об удивительных странах, где текут молочные реки с кисельными
берегами. «Молочные реки и кисельные берега» – так говорят, если хотят сказать,
что чего-то хорошего очень много.
Мы очень советуем вам попробовать все эти
блюда. Приятного аппетита!
ЗАДАНИЯ
Предтекстовые задания
1.
Запомните модель словосочетаний:
Готовить что
салат овощей

вареники теста
котлеты мяса
Послетекстовые задания
2.
Ответьте на вопросы
1)
Расскажите, что едят украинцы «на
первое», «второе» и «третье». Из чего готовят эти блюда?
2) Объясните, как вы понимаете пословицы, которые встречаются в тексте?
3) Расскажите о ваших национальных блюдах. Из чего их готовят?
4) Расскажите, какие блюда вы любите, а какие – не очень.
ХАРЬКОВ
И ХАРЬКОВЧАНЕ
«Наше богатство – это люди». Как часто
приходится слышать эти слова! Для молодого, всего лишь 350-летнего Харькова это
более чем верно. Не море, не полезные ископаемые и даже – уж извините – не
история с обязательными в таких случаях достопримечательностями, а именно люди,
которые здесь жили, работали и учились. Похоже, что знаменитые харьковчане так
и не стали «историческими деятелями» в том монументальном смысле, который мы привыкли
придавать этим словам. Эти люди будто и не умирали, в все так же выходят из
своего дома, садятся в трамвай, идут по коридору института, предъявляют пропуск
на проходной завода, покупают продукты на рынке. Может, именно поэтому в
Харькове так мало памятников выдающимся харьковчанам? И некий культ города и
его знаменитостей никак не удается создать – здесь нет выдающихся, здесь все
свои, обычные люди. Академик и рабочий, артист и чиновник, бизнесмен и шофер –
все живут на одних улицах, гуляют с детьми в одних дворах, и пыль у них на
ботинках одна и та же – харьковская.
Но эти люди как раз и выводили Харьков
– постепенно и как-то, что ли, незаметно для всей страны – на уровень
«самых-самых» городов. Так получилось, что здесь появилось все, что
характеризует этот самый-самый уровень. Нужен хороший врач –приезжайте в
Харьков; хотите учиться (чему угодно) – конечно, в Харьков; ищете техническое
решение – посоветуйтесь там же, найдете специалиста по любому вопросы;
защищаете диссертацию – отличные возможности. Опера, цирк, драма? Метро,
самолет, поезд? Дискотека, футбол, радио? Да пожалуйста! Из небольшого
малороссийского городка, создание университета в котором выглядело чуть ли не
историческим курьезом, Харьков превратился в крупнейший центр всей Украины, с
многочисленными научными и медицинскими учреждениями, заводами, вузами,
театрами, злачными местами. Все больше появлялось и столичных знаменитостей,
которые здесь впервые вышли на сцену, на стадион, стали к станку, получили
образование. Далеко не всегда они афишировали этот факто своей биографии. И не
потому, что стыдились. Просто Харьков – город без претензий.
Мы хотим рассказать вам о некоторых из самых
знаменитых харьковчан. Некоторые из них лишь родились в Харькове, другие
провели здесь несколько плодотворных лет и успели стать гордостью именно этого
города. Многие – учились в местных вузах, иные – провели в Харькове всю свою
жизнь и искренне считали город своим. Надеемся, что их биографии помогут
читателю почувствовать ритм жизни Харькова, узнать больше о его истории, понять
этот город. А кого-то, может, все-таки охватит гордость за своих знаменитых
земляков, он посмотрит на Харьков другими глазами и поймет, что этот город без
претензий – большой город. Не по площади, хотя и это тоже, не по населению,
хотя и здесь все в порядке… Просто большой.
БЕКЕТОВ
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
(род. в 1862 г. – ум. в 1941 г.)
Архитектор. Создатель ряда зданий,
определяющих лицо Харькова.
Не потому ли в Харькове долгое время не был установлен
памятник самому, пожалуй, известному архитектору города, что монументальных
напоминаний о его делах и так хватает. Что может служить лучшим памятником
архитектору, чем сохранившиеся его творения! Здания, которые возводил
представитель славной семьи Бекетовых, на много лет вперед определили облик
Харькова. Поэтому Алексея Бекетова до сих пор называют в числе первых в списке
выдающихся жителей города.
Когда Бекетову была поставлена задача
построить новое здание Земельного банка, знания о строительстве банков Бекетов
решил почерпнуть заграницей. Он побывал во Франции, Италии, Германии, там
изучил специфику размещения операционных залов, рабочих помещений, сейфов и в
результате разработал полностью оригинальный проект. Сейчас в здании бывшего
Харьковского земельного банка на площади Конституции (ранее Николаевская)
находится автотранспортный техникум. В 1899 году на той же площади Бекетовым
был возведен дом Торгового банка (сейчас
Дом техники) и в 1907 году – здание Волжско–Камского коммерческого банка (ныне
Театр кукол).
Еще одним знаковым для Бекетова
творением стало здание Общественной библиотеки (ныне – имени Короленко). В 1901
году Алексей Николаевич возвел это полезное здание, не взяв за это плату.
Вместо денег при начале проектирования он получил от общественности
благодарственный адрес. Бескорыстно Бекетов выполнил и проект здания знаменитой
Воскресной школы Христины Даниловны Алчевской на углу улиц Чернышевского и
Совнаркомовской. Сейчас в этом помещении находится выставочный зал Харьковского
художественного музея.
Алексея Николаевича вспоминают не
только в Харькове, не только в этом городе находятся спроектированные им
здания. Академик, профессор архитектуры (он получил это почетное звание в 1898
году) был известен широко на юге Российской империи, построил театры в
Новочеркасске и Симферополе, банк в Ростове-на-Дону, Горный институт и дом
железнодорожного управления в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск).
ДУНАЕВСКИЙ
ИСААК ОСИПОВИЧ
(род. в 1900
г. – ум. в 1955 г.)
Выдающийся советский композитор, классик легкого жанра. Песни
Дунаевского 30-50-х годов продолжают оставаться шлягерами и по сей день.
Московский композитор Юрий Саульский сказал о
Дунаевском: «Дунаевский относился к тем людям, кто искренне верил в светлое
будущее. Кроме того, что он был гениальным композитором, он еще и имел светлое
мироощущение. И это удивительное его качество. Наверное, самый «мажорный
композитор – это Дунаевский».
История музыки знает немало имен
прекрасных композиторов, истинных мастеров своего жанра, создателей бессмертных
произведений. Классикой становились те их творения, которые надолго переживали своих создателей. Но
наиболее величественные фигуры среди композиторов – те, чьи мелодии
запоминались на долгие годы самым широким массам населения, даже тем, кто не
разбирается в тонкостях музыкального искусства. Такими мелодистами были,
например, Моцарт и Чайковский. Выдающимся мелодическим талантом обладал и Исаак
Дунаевский. Он творил шлягеры с удивительной скоростью и легкостью, практически
не повторялся.
И.О. Дунаевский написал песни, которые
до сих пор поют в Украине и России: «Песня о Родине» («Широка страна моя
родная»), «Марш энтузиастов», «Капитан, капитан, улыбнитесь!», «Сердце, тебе не
хочется покоя!», «Марш веселых ребят», «Каким ты был, таким остался», «Школьный
вальс» и многие другие.
Исаак
Дунаевский всю жизнь вынужден был доказывать, что то, чем он занимается,
является занятием серьезного, профессионального музыканта. Его наследие – это,
например, 14 оперетт, немало классических произведений, оформление серьезных
театральных спектаклей.Его киномузыка, песенные хиты затмевали собой другие
сочинения талантливого композитора.
Жизнь
песен Дунаевского Дунаевского продолжается. В 2000 году широко отмечалось
столетие выдающегося композитора – проходили джазовые фестивали, концерты
киномузыки. Слушатели не уставали восхищаться открытием новых сторон творчества
Дунаевского.
КАРАЗИН
ВАСИЛИЙ
НАЗАРОВИЧ
(род. в 1773
г. – ум. в 1842 г.)
Общественный деятель, ученый.
Основатель Харьковского университета.
Василий Назарович Каразин – один
из наиболее уважаемых в Харькове исторических деятелей. Кроме того, он
считается основателем Харьковского университета (действительно ставшего не
просто символом города, а учреждением, без которого, возможно, город никогда не
достиг бы своего высокого статуса среди росийских, советских, украинских
«собратьев»), Каразину приписывается масса других выдающихся достижений.
Достижения эти касаются общественного развития, науки и просвещения.
Необычной и беспокойной была его
жизнь. Василий Назарович не мел и не хотел долго сидеть на одном месте. Жажда
знаний и жажда применения этих знаний всю жизнь мучила его. Все он принимал
близко к сердцу, много читал и писал какие-то заметки, ставил опыты, думал над
судьбами России и свое имение рассматривал как полигон не только для научных
опытов, но и для социальных экспериментов. От одного дела Каразин бросался к
другому, многие проекты так и не довел до конца. Деньги не задерживались в
руках Каразина.
В начале XVIII века В.Н.Каразин
поставил перед собой грандиозную задачу –
основать в провинциальном Харькове университет. Строительство университета шло
крайне медленно. Василий Назарович многое делал на собственные деньги. Он
вникал в каждую мелочь, собирал библиотеку, закупал учебные пособия. 17 января
1805 г. Харьковский университет был торжественно открыт. Харьковский
университет действительно стал гордостью города и остается ею до сих пор.
К столетию Харьковского университета в городе был
сооружен памятник выдающемуся просветителю, на пьедестале выбиты слова
Каразина: «Блажен уже стократно, ежели случай поставил меня в возможность
сделать малейшее добро любезнейшей моей Украине…» Университет, который в
советские времена носил имя Горького, после распада СССР переименовали в
университет им. В.Н. Каразина. одна из улиц города также носит это славное имя.
В университете учреждена премия имени Каразина, проводятся конференции,
посвященные его памяти.
ЛАНДАУ
ЛЕВ
ДАВИДОВИЧ
(род.
в 1908 г. – ум. в 1968 г.)
Гениальный физик-теоретик.
Нобелевский лауреат по физике 1962 года.
Лев Ландау был человеком совершенно
поразительным. Как часто его биографы говорят о том, что он будто спустился с
другой планеты! Дело не только в удивительном даровании ученого, Дау (как его
звали коллеги и друзья), вообще к жизни, к людям, относился так, как никто
вокруг. В первую очередь – очень искренне.
Незаурядность Льва Давидовича выяснилась
в самом раннем детстве. Ландау был вундеркиндом. Закончил школу в 13 лет,
учился в университете сразу на двух факультетах: физико-математическом и
химическом.
В 1931 году Лев Ландау переехал в
Харьков, где создавался гигант советской науки – Украинский физико-технический
институт. С первой столицей Советской Украины связано очень многое и в научной
биографии, и в личной жизни величайшего
отечественного физика.
Совсем еще юный Ландау занял должность
заведующего теоретическим отделом УФТИ. Практически одновременно он возглавил
кафедру теоретической физики в Харьковском инженерно-механическом институте и в
Харьковском университете. Ландау быстро стал центральной фигурой в харьковской
(а на тот момент, следовательно, и в советской) науке. Главным его коньком была
теоретическая физика. Лев Давидович виртуозно владел математическим аппаратом и
обладал широчайшей физической эрудицией, что позволяло ему быстро, четко и
прозрачно объяснять самые сложные эксперименты, самые разные явления. Его
интересовало в физике практически все, поэтому его называли «последним
физиком-универсалом». Поразительно, но для своих вычислений Ландау не
пользовался, как правило, ни логарифмической линейкой, ни справочниками.
Обладая ясной головой и уникальной памятью, Ландау и «в уме» мог проделать
сложнейшие операции, а главное – сразу найти ключ к пониманию тех или иных
процессов, определить правильное направление для решения важных теоретических
задач. Многие коллеги сравнивали его мозг с мощной логической машиной –
настолько велика была уверенность в том, что Ландау может разобраться во всем,
что его выводы верны.
Единственной не физической теорией Ландау была теория
счастья. Он считал, что каждый человек должен и даже обязан быть счастливым.
Для этого он вывел простую формулу, которая содержала три параметра: работа,
любовь, общение с людьми.
Помимо науки, Ландау известен своими
шутками. Вот некоторые из его высказываний: «Главное в физике — это умение
пренебрегать!», «Учёными бывают собаки, и то после того, как их научат. Мы — научные
работники!», «У меня не телосложение, а
теловычитание!». Обладая тонким, острым умом и прекрасным красноречием, Ландау
всячески поощрял юмор и в коллегах.
В январе 1962 года Ландау попал в автокатастрофу,
получил тяжелейшие травмы и находился в коме 59 дней. Физики всего мира
принимали участие в спасении жизни Ландау: было организовано круглосуточное
дежурство в больнице, недостающие медикаменты доставлялись самолётами из других
стран. Жизнь Ландау удалось спасти, несмотря на очень серьёзные ранения, но
Ландау практически перестал заниматься научной деятельностью.
В 1962 году из Стокгольма он получил Нобелевскую
премию «за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности
жидкого гелия».
Справочники пишут, что научные работы
Ландау посвящены самым разным проблемам теоретической физики, но основными
разделами, в которые он внес значительный вклад, «следует считать квантовую
физику, физику твердого тела, теорию фазовых переходов второго рода, теорию
ферми-жидкости и теорию сверхтекучей жидкости, теорию космических лучей,
гидродинамику и физическую кинетику, квантовую теорию поля, физику элементарных
частиц и физику .
МЕЧНИКОВ
ИЛЬЯ ИЛЬИЧ
(род.
В 1845 г. – ум. В 1916 г.)
Русский биолог и патолог. Один из
основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии,
иммунологии. Открыл явление фагоцитоза. Нобелевский лауреат в области
физиологии и медицины.
В 1883 году на съезде русских
естествоиспытателей и врачей Илья Ильич мечников прочел свой знаменитый доклад
«О защитных силах организма», в котором изложил основные положения фагоцитарной
теории.
Мечников занимался не только
фагоцитарной теорией. В начале ХХ века Илью Ильича очень занимает проблема
старения и смерти. В 1903 году он опубликовал книгу «Этюды о природе человека»,
где говорит о необходимости правильно питаться. Задолго до издания этого труда Мечников
обратил внимание на одну из областей Болгарии, где, по данным статистики и
этнографических наблюдений, многие люди доживали до 100-летнего возраста. Илья
Ильич считал, что все дело в том, что местные жители постоянно употребляют в
пищу кисломолочные продукты, заквашенные с помощью особой болгарской палочки.
Старость же, по мнению выдающегося ученого, наступает вследствие действия
бактерий, вырабатываемых толстой кишкой. Эти-то бактерии и убивает болгарская
палочка. Идеи Мечникова получили широкое распространение. Целебные йогурты и
кефиры стали основой питания многих приверженцев диеты «по Мечникову». И сейчас
многие сторонники здорового образа жизни отдают особую дань уважения
кисломолочным продуктам.
В 1908 году Мечников совместно с Паулем
Эрлихом был удостоен Нобелевской премии в области физиологии и медицины «за
труды по иммунитету». Профессор Каролинского университета в своей речи отметил:
«После открытия Эдварда Дженнера, Луи Пастера и Роберта Коха оставался
невыясненным основной вопрос иммунологии: каким образом организму удается
победить болезнетворных микробов, которые, атаковав его, смогли закрепиться и
начали развиваться? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Мечников положил начало
современным исследованиям по иммунологии и оказал глубокое влияние на весь ход
ее развития».
ЗАДАНИЯ
Предтекстовые задания
1.
Обратите внимание на синонимичные выражения.
Выдающиеся харьковчане, харьковские знаменитости,
знаменитые земляки, известные люди Харькова.
2.
Скажите, как вы понимаете следующие выражения.
Городские учреждения; бессмертные произведения; город
без претензий; здания, определяющие лицо Харькова; облик города; бескорыстная
работа; светлое мироощущение; наследие композитора; выдающиеся достижения;
жажда знаний; принимать близко к сердцу; вникать в каждую мелочь; внести
значительный вклад (во что?); здоровый образ жизни.
3.
Запомните словосочетания, используемые для
характеристики личности.
поразительный
удивительный человек
незаурядный
Послетектовые
задания
4.
Ответьте на вопросы.
1)
Люди каких
профессий стали знаменитыми харьковчанами?
2)
Как вы понимаете
слова из текста:
Харьков – город без претензий;
Харьков – «самый-самый» город.
3)
Почему в Харькове
долгое время не был установлен памятник А.Н.Бекетову?
4)
Какие
исторические здания Харькова были спроектированы А.Н.Бекетовым?
5)
Слышали ли вы
песни И.О.Дунаевского? Почему эти песни считаются шлягерами?
6)
Почему
И.О.Дунаевского сравнивают с Моцартом и Чайковским?
7)
Какую грандиозную
задачу ставил перед собой В. Н. Каразин?
8)
В чем проявилась
человеческая незаурядность Л. Д. Ландау?
9)
За что Л. Д.
Ландау получил Нобелевскую премию?
10)
За что
И.И.Мечников получил Нобелевскую премию?
11)
Каких знаменитых
харьковчан вы еще могли бы назвать?
12)
Расскажите о
знаменитых людях вашего родного города.
СКУЛЬПТУРНЫЕ
ПАМЯТНИКИ ХАРЬКОВА
В Харькове
множество скульптурных памятников, установленных в честь выдающихся людей и
исторических событий в жизни нашего города, Украины и Росси. Познакомимся с
некоторыми из них.
Настоящим
украшением Харькова, его «визитной карточкой» является памятник великому
украинскому поэту Т.Г.Шевченко. Памятник был создан в 1935 г.
Вокруг бронзовой
фигуры поэта (высота 5,5 м) расположены
16 фигур, символизирующих борьбу украинского народа за свое освобождение.
Памятник находится в уютном саду, где любят
отдыхать
харьковчане.
Среди зелени сада имени Т.Г.Шевченко стоит и другой
памятник – известному ученому и общественному деятелю В.Н.Каразину. В.Н.Каразин
был основателем Харьковского университета, третьего в России – после
Московского и Казанского.
Памятник открыт к столетию со дня основания
Харьковского университета, в 1906 г.
Площадь Свободы
– одна из крупнейших в мире (почти 12 гектаров). В центре площади в 1963 г. Был
установлен памятник создателю Советского социалистического государства В.И.Ленину.
На улице
Пушкинской, рядом с Юридической академией, находится памятник Ярославу Мудрому.
Великий князь Ярослав Мудрый жил в мире и согласии с соседями и
этим заслужил на Руси большую славу и любовь. Он очень любил книги и собирал
их, строил школы, церкви. И детям своим передал князь Ярослав любовь к книгам,
мудрость и рассудительность.
Во время правления Ярослава Мудрого
Древнерусское государство – Киевская Русь – стало центром образования и
культуры. Ярослав Мудрый создал первый в государстве сборник юридических
законов «Русская правда».
Среди зелени сада имени Т.Г.Шевченко стоит и другой
памятник – известному ученому и общественному деятелю В.Н.Каразину. В.Н.Каразин
был основателем Харьковского университета, третьего в России – после Московского
и Казанского.
Памятник открыт
к столетию со дня основания Харьковского университета, в 1906 г.
В честь
350-летия основания Харькова был открыт памятник человеку, который считается
основателем города – казаку Харько. Харьков был основан в 17 веке как
город-крепость для защиты от нападения татар. Тогда в Харькове жили в основном
военные люди, способные грудью защищать город от врага.
Перед зданием
оперного театра стоит памятник Н.И.Лысенко. Н.И. Лысенко – прославленный
украинский композитор, дирижер, пианист, основатель украинской классической
музыки. Его творческое наследие огромно: оперы, хоры, музыка для детей,
обработка народных песен.
В Лесопарке,
там, где в годы Великой Отечественной войны погибли тысячи харьковчан, сооружен
Мемориал Славы. Величественная статуя Матери-родины напоминает всем нам о
подвиге тех, кто боролся с фашизмом.
Здесь всегда
горит Вечный огонь в память о тех, кто погиб в годы войны. На мемориальной
стене памятника написано: «Бессмертны подвиги ваши и слава ваша бессмертна».
ЗАДАНИЯ
Предтекстовые
задания
- Скажите, как вы понимаете следующие выражения.
Скульптурный
памятник; историческое событие; общественный деятель; прославленный композитор;
творческое наследие; бессмертный подвиг.
- Обратите внимание на словосочетания.
установлен университета
памятник открыт основатель государства
сооружен города
создан
Послетекстовые задания
-
Ответьте на вопросы.В честь каких выдающихся людей установлены скульптурные памятники в Харькове? В честь каких исторических событий установлены памятники в Харькове? Почему памятник Ярославу Мудрому установлен рядом с Юридической академией? Почему памятник Н.И.Лысенко установлен перед оперным театром? Какой из Харьковских памятников вам наиболее понравился? Расскажите об этом памятнике.
Напишите
небольшой рассказ об одном из скульптурных памятников у вас на родине.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для практических занятий по
русскому языку как иностранному (чтение и развитие
речи)
для студентов 1-2- курсов всех специальностей.
Составители: Демьянова В.Г., Моргунова Н.С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий